Атасу – Алашанькоу

Проект строительства нефтепровода Атасу – Алашанькоу является поистине уникальным как по своему масштабу и сложности, так и с точки зрения того бесценного опыта, который был приобретен нашей компанией при его реализации.

Прежде всего, был успешно решен вопрос финансирования.

Помимо собственного капитала, сформированного учредителями, привлекались и внешние займы. Так, в декабре 2004 года по результатам конкурса, в котором приняли участие крупнейшие международные банки, мы обеспечили получение займов путем выпуска евробондов на общую сумму $600 млн. Организатором их размещения выступил банк JP Morgan.


В качестве подрядчиков нами был привлечен ряд отечественных и зарубежных компаний. Так, АО «Казахстанский институт нефти и газа» выполнило проектные работы и авторский надзор. Согласно проекту, трасса нефтепровода проходит от нефтеперекачивающей станции Атасу в Карагандинской области до конечного пункта Алашанькоу, расположенного в китайской провинции Синьцянь.


Маршрут трубопровода, протяженность которого составила 965,1 км, пролегает по территории Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областей Казахстана. При строительстве было решено использовать подземный способ прокладки трубы диаметром 813 мм и толщиной стенки  от 7,9 до 11,9 мм.

Атасу – Алашанькоу

В сооружении нефтепровода Атасу – Алашанькоу приняли участие лучшие казахстанские и китайские специалисты.

Учитывая транснациональный характер нефтепровода, масштабы и сложность проекта, для обеспечения надлежащего контроля за качеством выполнения работ, производством и приемом линейных труб, оборудования и материалов,  была привлечена специализированная организация – Moody Inetrnational LLP (Великобритания). Менеджером проекта, обеспечившим его соответствие международным стандартам, выступила инжиниринговая компания ILF Engineering (Германия).


Учитывая крайне сжатые сроки, на пике строительства в проекте было задействовано свыше 2400 работников строительных подрядных организаций  и более 1300 единиц тяжелой техники и оборудования. Трасса нефтепровода зачастую проходила по очень тяжелым участкам – пескам (более 100 км), болотистой местности (около 62 км), скальному грунту протяженностью 263 км (из которых  порядка 42 км скальной породы 8-ой и 9-ой категории). При этом, средняя глубина залегания трубы по всей протяженности трубопровода составила 2,5 метра. Дополнительные трудности создавали и суровые климатические условия – значительные перепады температур, постоянные сильные ветры, высокий уровень паводковых и дождевых вод. Строителями  выполнено 3 перехода через железные дороги, 17 – через автодороги и 14 – через реки.

Технологии

Полиэтиленовое покрытие
толщина 3.2 мм
Адгезив
толщина 170 нанометров
Эпоксидный порошок
толщина 120 нанометров
Стальная труба (сталь Х60)
диаметром 813 мм, толщина стенки 11,9 мм

Мировой рекорд

Благодаря слаженной и самоотверженной работе всех участников проекта, прокладка почти 1000-километровый трубы была закончена в рекордно сжатые  сроки. Под руководством казахстанского генподрядчика - АО «НГСК «Казстройсервис», используя автоматический комплекс CRC, был установлен абсолютный мировой рекорд скорости сварки стальных стыков – 261 стык за один световой день.

813 мм
Диаметр труб
965,1 км
Длина нефтепровода

Веха в развитии

15 декабря 2005 года, накануне национального праздника – Дня независимости  Республики Казахстан, состоялось событие, которое ознаменовало собой новую веху в развитии казахстанско-китайского экономического сотрудничества. В торжественной обстановке Президент Казахстана Н. А. Назарбаев осуществил запуск международного магистрального нефтепровода Атасу – Алашанькоу.

Стратегическое значение

Президент Республики Казахстан  Н. А. Назарбаев назвал сооружение нефтепровода Атасу – Алашанькоу «вершиной инвестиционного сотрудничества Китая и Казахстана» и отметил, что «это первый экспортный нефтепровод мирового класса, построенный независимым Казахстаном. Его эксплуатация обеспечит значительный рост налоговых поступлений в государственный и местный бюджеты, увеличит экспортный и транзитный потенциал республики, обеспечит занятость местного населения».

В реализации проекта нефтепровода Атасу - Алашанькоу были задействованы:

2,900
специалистов, в том числе: разработчиков проекта, технических консультантов и инспекторов, строителей, представителей Заказчика
1,350
различных машин и механизмов, в том числе вспомогательной техники
112,428 млрд
стоимость основных фондов принятых в эксплуатацию

Проектная мощность

В июле 2006 года актом государственной комиссии принят в эксплуатацию магистральный нефтепровод Атасу – Алашанькоу, а уже в ноябре 2008 года была введена в эксплуатацию НПС № 9, с выходом на проектную мощность магистрального нефтепровода Атасу - Алашанькоу - 10 млн тонн нефти в год.
В декабре 2011 года введена в эксплуатацию НПС №11 с проектной мощностью магистрального нефтепровода Атасу – Алашанькоу - 12 млн тонн нефти в год.
В декабре 2013 года введены в эксплуатацию НПС №8 и НПС №10 с увеличением проектной мощности магистрального нефтепровода Атасу – Алашанькоу до 20 млн тонн нефти в год.

Резервуары

Площадка технологических трубопроводов и оборудования НПС

Общее укрытие магистральных насосных агрегатов